Тектурмас. Декабрь 2019 года

дек 292019

В списках достопримечательностей Тараза есть такое место, как Тектурмас. Описывают его обычно как «культовое» и «мистическое» место, «место силы», «загадочное место паломничества». И, главное, описывают так «вкусно», что хочется туда бежать вприпрыжку. На деле все не так однозначно.

Мне довелось бывать в тех краях дважды: летом 2018 г. и на днях. Если после прошлого визита у меня осталось впечатления, как будто я побывал на съемках фильма про постапокалипсис, то сейчас все заметно краше и приятнее.

Название «Тектурмас» («Тектұрмас») в переводе с казахского языка означает «не просто так стоит», «беспокойное место». Надо сказать, своему названию местность соответствует вполне. Среди горожан Тектурмас пользуется весьма неоднозначной славой. Говорят, что в 1990-е гг. там было излюбленное место разборок братвы, там происходила и периодически происходит какая-то чертовщина: глохнут двигатели машин, отказывает техника. В общем, дурное место…

С чего начинается любой мемориальный комплекс? С ворот. Врата на Тектурмас сделаны в средневековом стиле: две башни, перед которыми стоят грозные стражники.

undefined

Ворота в этнокультурный комплекс "Тектурмас". Декабрь 2019 г. Фото автора

Рядом с вратами стоит заброшенная мечеть, представляющая собой весьма жалкое зрелище. Краска с больших, некогда красивых букв «Тектұрмас әулие» («Святой Тектурмас») давно выцвела и обваливается. Надписи на стенах тоже уже частично стерлись.

undefined

Заброшенная мечеть "Забия". Декабрь 2019 г. Фото автора

Двор выглядит уныло. Ржавеющий остов юрты, бетонные львы, с которых облетает краска.

undefined

Двор мечети "Забия". Декабрь 2019 г. Фото автора

И стоящий среди всего этого памятник Айше-биби с лупящейся бронзовой краской лишь добавляет ощущение какого-то жуткого сюрреализма. Стоит она и смотрит на эту разруху… Даже жалко становится.

undefined

Двор мечети "Забия". Скульптура Айши-биби. Декабрь 2019 г. Фото автора

Но, судя по тому, что работы по реконструкции еще не завершены, думаю, мечеть, как часть большого этнокультурного комплекса, обретет второе дыхание. Или же на ее месте построят что-то другое.

После врат открывается развилка: налево – к памятнику Аулие-Ата («Святого старца»), направо – к комплексу из двух мавзолеев. Более крупный из них стоит над могилой Султана Махмудхана, а тот, что поменьше – над могилой Мамбет-батыра.
Мавзолей Султана Махмудхана был построен в XIV в. По одной из версий этот человек был полководцем в государстве Караханидов. Первоначальный вид мавзолея не сохранился. В 1935 г. он был разрушен и только в 2001 г. отстроен в средневековом стиле. Надо отметить, весьма удачно. Особенно мне понравились дорожки и ограда, сделанная из неровных камней. Все это придает какое-то ощущение древности. А так мавзолей Султана Махмудхана – капитальное кирпичное сооружение с четырьмя маленькими куполами по углам и большим куполом, венчающим всю конструкцию.

undefined

Мавзолей Султана Махмудхана. Декабрь 2019 г. Фото автора

undefined 

Мавзолей Мамбет-батыра. Декабрь 2019 г. Фото автора

С мавзолеем Мамбет-батыра связана интересная история. Первоначально его останки были захоронены на территории мавзолея Карахана, но в 1956 г. перевезены в Тектурмас в связи с начавшимся строительством стадиона. Сам Мамбет-батыр жил в XVIII в. и, судя по всему, воевал с джунгарами. Видать, неплохо воевал, ибо приставку «батыр» к своему имени получали лишь те, кто отличился в боевых действиях. Что еще интересно: сам мавзолей построен по инициативе и на средства потомков уважаемого Мамбет-батыра, живущих в Жамбылской области. Мемориал представляет собой четыре колонны, увенчанные куполом, посередине, между колонн – сама гробница.

В общем, эти два мавзолея «Тектурмаса» выглядят вполне симпатично. Однако куда монументальнее выглядит та его часть, где заканчиваются работы по установке памятника Аулие-Ата. Сразу видно, что тут архитекторы пытались передать всю огромную историю города. Дело в том, что сам памятник Святому Старцу стоит на холме и на пути к нему имеется эдакий лестничный пролет, представляющий собой большую обзорную площадку. На площадке стоит большая фигурная стела, в основании которой выбита краткая история наших краев с момента основания древнего Тараза до образования Жамбылской области. Стела мне весьма понравилась.

undefined

Стела с летописью Тараза. Декабрь 2019 г. Фото автора

undefined

Летопись Тараза I-XII вв. Декабрь 2019 г. Фото автора

undefined

 

Летопись Тараза XIII - XX вв. Декабрь 2019 г. Фото автора

С площадки лестница ведет еще дальше вверх – к самому памятнику Аулие-Ата. Несмотря на то, что строительные работы еще не завершились и подойти вплотную пока нельзя, он внушает уважение. Высоченная скульптура (23 метра) видна издалека…

undefined

Скульптура Аулие-Ата. Декабрь 2019 г. Фото автора

По бокам от лестницы установлены небольшие колонны, на которых выбиты имена средневековых деятелей и правителей государств, в которые входила территория нынешней Жамбылской области: Шах Мансур (один из правителей государства Караханидов), Юсуф Баласагуни (тюркский поэт, мыслитель, автор поэмы «Благодатное знание»), Сулы-кагана (одного из правителей государства Тюргешей), Естеми-кагана (правителя Западно-тюркского каганата) и др. Словом, сделано все отлично!

undefined

Обелиск Юсуфа Баласагуни. Декабрь 2019 г. Фото автора

undefined

Обелиск правителю Тюргешского Каганата Сулы кагана. Декабрь 2019 г. Фото автора

undefined

Обелиск правителю государства Караханидов Шаху Мансуру

undefined

Обелиск правителя Западного-тюркского Каганата. Декабрь 2019 г. Фото автора

Но восторженные впечатления сильно смазывает один факт. Дело в том, что холм Тектурмас и прилегающая территория – это, по сути, одна огромная могила. Здесь в разное время хоронили своих покойников зороастрийцы, христиане, мусульмане. Даже остались некоторые зороастрийские идолы (впрочем, подозреваю, это новоделы). Сколько под этими холмами могил – не скажет никто. Но, учитывая, что покойников там хоронили веками, то вряд ли мало…

Такую страшную и давящую ауру смерти до Тектурмаса я ощущал только в одном месте – на месте бывшего концлагеря «Тростенец» в Минске. Хотя именно поэтому Тектурмас считается местом силы и даже святым местом. Считается, что люди, придя сюда, могут спросить совета или попросить помощи у своих предков, даже очень далеких…

Как уже говорилось выше, масштабное строительство этнокультурного комплекса “Тектурмас” еще далеко от завершения. А, значит, со временем он станет еще насыщеннее и интереснее.

 

Нет опубликованных комментариев.

Новый комментарий

Atom

Top.Mail.Ru