"Букашки" в бою. История создания бронекатеров

дек 262019

Мне почему-то всегда нравилась история развития бронепоездов и бронекатеров в СССР. К сожалению, ни то, ни другое мне «живьем» увидеть не довелось. В Киевском музее бронетехники вместо броневагона стоит слепленная музейными работниками поделка, а вместо бронекатера – его макет в натуральную величину. Но, даже макет бронекатера мне очень понравился. Можно сказать, наполовину сбылась одна из детских мечт: посмотреть на бронекатер. И история у этих корабликов, «речных танков» или «букашек», как их ласково называли (от БКА – бронированный катер) – весьма интересна.

undefined

Макет бронекатера проекта 1125 в Киевском музее бронетехники. Август 2017 г. Фото автора

Впервые вопрос создания бронекатеров, которые могли бы действовать на реках, встал перед советским военным руководством еще в 1929 г., после советско-китайского конфликта на КВЖД. На реках Красной Армии было просто нечем воевать.

Уже через два года, в ноябре 1931 г., командование Рабоче-крестьянского Красного флота (РРККФ) утвердило техническое задание на создание двух типов бронекатеров: большого и малого.

Большие бронекатера (проект 1124) предназначались для действий на реке Амур. Вооружить их предлагалось двумя 76-мм пушками, размещенными в двух танковых башнях и двумя пулеметами в легких башнях. Малый бронекатер должен был получить 1 76 мм-пушку и два пулемета. Бронирование у кораблей планировалось противопульное. К бронекатерам изначально предъявлялись довольно жесткие требования: осадка большого бронекатера должна быть не более 70 см, а малого — не более 45 см. Кроме того, габариты бронекатеров должны были соответствовать советским железнодорожным габаритам, для возможности переброски бронекатеров с места на место на железнодорожной платформе.

Главным конструктором «проекта 1125» был Юлий Юльевич Бенуа (1908-1966) – внук и полный тезка известного петербургского архитектора, а после революции – работника Минсельхоза СССР Ю. Ю. Бенуа (1852-1929). По распространенному мнению, в раздумья, как придать речному кораблю малую осадку, конструктору помог оброненный в лужу портсигар. Поэтому днище у бронекатеров он спроектировал почти плоским. Возражение высоких чинов из ВМФ, де, при такой конструкции, корабль будет неустойчивым на волнах, Бенуа парировал простым вопросом: «Вы когда-нибудь видели на реке шторм?». Таким образом, проекты бронекатеров были утверждены. Вооружены первые бронекатера были 76-мм пушками, в башнях от танков Т-28. Бронекатера оснащались чуть переделанными бензиновыми авиационными двигателями ГАМ-34.

На начало января 1941 года было построено 172 бронекатера проектов 1124, 1125 и С-40. Но, из-за нехватки танковых башен Т-28, к началу Великой Отечественной войны в строю был только 71 бронекатер. 44 из них в Амурской военной флотилии и пограничные отряды НКВД на Амуре, 22 катера были -в Дунайской флотилии, 4 катера — в шхерном отряде Балтийского флота, и 1 БКА (проекта С-40) — на реке Амударья. Катера Дунайской флотилии приняли активное участие в начальной фазе войны.

Адмирал Н.Г. Кузнецов в своей книге "Адмирал советского флота" вспоминал:

Во всех речных флотилиях, тесно взаимодействовавших с армейскими частями, самыми удобными во всех отношениях кораблями оказались именно бронекатера. Эти мелкосидящие и в то же время бронированные корабли отлично решали свои задачи при непосредственном сопровождении армии вдоль речных путей или при переправах войск через реки.
<...>
В операциях на реках очень нужны были эти своего рода «речные танки» – небольшие подвижные корабли, способные бить наземные танки на берегу и выдерживать их огонь. От орудий крупного калибра бронекатера успешно уклонялись с помощью маневра; они могли подойти близко к цели и почти в упор бить по ней. Словом, это были универсальные корабли для войны на реках.
Нужду в бронекатерах мы ощутили в первые же месяцы войны. На их строительство было переключено несколько заводов, но возникли трудности с башнями и броней. Крайняя нужда в танках не позволяла выделить флоту хотя бы какую-то часть брони, которую вырабатывали наши заводы. Помнится, я не раз бывал у В.А. Малышева, ведавшего в годы войны танковыми заводами.
– Могу выделить только в случае перевыполнения плана. За танки отвечаю головой, – обычно говорил он мне. Но все-таки удалось добиться, чтобы на бронекатера ставили танковые башни.

Благодаря высокой маневренности, БКА Дунайской и Пинской военных флотилий уже на начальном этапе войны проводили немало операций таких как высадка десанта, уничтожение вражеских переправ, и др.

Из-за нехватки башен от танков Т-34 и Т-28, о которой упоминает в своих мемуарах Н.Г. Кузнецов, в 1941 году, попробовали вооружить 76-мм зенитками Лендера обр. 1914/1915 г. Но это оказалось неэффективным решением: пушки Лендера были не только открытыми, но и радиус круга их обслуживания, из-за малой ширины бронекатеров, оказался слишком мал. В итоге эти орудия получили то ли 7, то ли 9 БКА проекта 1124.

Армии нужны были бронекатера с хорошим вооружением… И уже в 1942 году на бронекатера обоих проектов начали ставить башни от танков Т-34 с пушкой Ф-34. И эти орудия стали основным вооружением бронекатеров до конца войны.

Пулеметное зенитное вооружение сильно разнилось. От трех-четырех 7,62-мм пулеметов ДТ (1 спаренный в танковой башне, 1 на рубке, 1 на капе машинного отделения и иногда 1 на носу) до четырех (2 спаренных) 12,7-мм пулемётов ДШК.

Кроме того, с весны 1942 г на кормовых палубах строящихся бронекатеров осуществлялся монтаж рельсов и обухов для закрепления мин. Так, БКА пр. 1125 могли нести до шести мин типа «Рыбка».

Бронекатера Волжской флотилии внесли свой немалый вклад в Сталинградскую битву. Командующий 62-й армией маршал В.И. Чуйков в своих мемуарах "В начале пути" вспоминал об этом так:

"О роли моряков флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия".

Под непрерывным огнем врага бронекатера доставляли 62-й армии продовольствие, пополнение, а порой, вытащенные на берег, вели огонь по наступающим гитлеровским частям.

Например, катера 2-го дивизиона Волжской флотилии за период Сталинградской битвы, переправили на правый берег Волги, в Сталинград, 53 тысячи бойцов и командиров РККА, около 2 тысяч тонн снаряжения и продовольствия. На палубах бронекатеров из Сталинграда было эвакуировано почти 24 тысячи раненых бойцов и около тысячи гражданских лиц. Для понимания масштаба работы: 2-й дивизион – это 6 (ШЕСТЬ) бронекатеров….

Изучая эти данные, понимаешь, что имел в виду маршал Чуйков…

После окончания Сталинградского сражения, катера из Волжской военной флотилии по железной дороге разделили между Днепровской военной флотилией и новоиспеченной Азовской военной флотилией.

Тем временем, работы по модернизации бронекатеров продолжались. Так, в 1943 г. они получили на вооружение грозное оружие — реактивные снаряды. На катера ставили пусковые установки для 24 82 мм реактивных снарядов М-8 или для 16 132-мм РС М-13. Таким образом, огневая мощь бронекатеров существенно возросла.

В дальнейшем ходе войны, бронекатера принимали самое активное участие: наряду с сухопутными войсками, они освобождали территорию СССР, они освобождали Европу. Действовали на Днепре, на Дунае, Висле, Одере, Шпрее. Отличились бронекатера и при разгроме Квантунской армии: они воевали на Амуре, Сунгари, Уссури, выполняя задачи огневой поддержки наступающих войск и высадки десантов.

Операции по форсированию рек, высадка десантов, разведка, доставка грузов – все это довелось выполнять бронекатерам. Их роль в Великой Отечественной войне переоценить очень трудно.

P.S. Пермь. Бронекатер серии “АК-454” проекта 1125 на постаменте. За фото спасибо моему другу и единомышленнику, пермскому музыканту Виктору Эфферту.

undefined

Нет опубликованных комментариев.

Новый комментарий

Atom

Top.Mail.Ru