И тридцать тонн уральской стали летит вперед...

дек 222019

Первые дни Великой Отечественной войны. Немецкие танковые части стремительно продвигаются вглубь территории СССР. По данным гитлеровской разведки, у РККА на вооружении были лишь устаревшие танки, неспособные воевать на равных с немецкими. Но уже к концу первой недели боев из войск приходит все больше сообщений о новом советском танке, который с легкостью поражает немецкие танки с больших дистанцией, при этом танкисты панцерваффе не могут с ним ничего сделать. Это был Т-34, который в скорости стал легендой...

В конце 30-х гг. XX в. в СССР была популярна концепция колесно-гусеничных танков, таких как линейка БТ. Они могли очень быстро передвигаться по шоссейным дорогам, используя колеса. И при этом меньше расходовался ресурс гусениц. Но имели они и недостатки. Танки БТ были легкими, слабо бронированными и, что самое главное, с бензиновыми двигателями. Как показала война в Испании, горели они очень хорошо. Тогдашний, более мощный средний советский танк Т-28 тоже не отвечал требованием времени. Нужен был другая, более мощная машина.

27 февраля 1939 г. состоялось заседание Государственного Комитета обороны СССР, на котором были рассмотрены два проекта нового среднего танка – А-20 и А-32. Разработаны они были Михаилом Кошкиным, конструктором Харьковского завода № 183. А-20 был проектом колесно-гусеничного, а А-32 был классического, чисто гусеничного танка. И тот, и другой были изготовлены в металле и прошли сравнительные испытания. По итогам которых выяснилось, что колесно-гусеничный А-20, хоть и показал немногим большую скорость, чем гусеничный А-32, однако совершенно не имеет запаса наращивания массы. То есть, чтобы на нем можно было усилить бронирование, нужно переделывать ходовую часть. У А-32 с этим было все в порядке, поэтому именно он и пошел в серию в декабре 1939 г. под индексом Т-34. Сначала на «тридцатьчетверку» ставили 76-мм орудие Л-11 образца 1939 г., но оно не устраивало военных, поэтому в марте 1941 г. танк получил новое орудие Ф-34 образца 1941 г., и того же калибра. С ним эта боевая машина и встретила Великую Отечественную войну.

Т-34 стал новаторским танком. Установленные под углом броневые листы, вскоре станут каноном в танкостроении. Строго говоря, такая установка бронелистов была опробована еще на танке Т-19 в начале 30-х гг. XX в., но тот не пошел в серию, хотя наработки пригодились. Благодаря такой установке брони, вражеские снаряды частенько просто рикошетировали от танка.

Еще одним большим достоинством Т-34 была простота производства, что сыграло колоссальную роль в войне. Немецкие танковые заводы просто не могли обеспечить такой массовый выпуск боевых машин по причине сложности их производства. Кстати, любопытный факт: изучив трофейный Т-34, гитлеровские военные на полном серьезе просили немецких промышленников просто скопировать такую удачную боевую машину, но те были против. Ходит байка, что «тридцатьчетверка» показалась «слишком банальной» «сумрачному германскому гению». Правда, конструкторы Рейха все же создадут «свой ответ Т-34» к 1943 г. Это будет «Пантера», которая пройдет боевое крещение (впрочем, не слишком удачное) на Курской Дуге. Но это будет потом.

В марте 1942 г. господство Т-34 на поле боя закончилось: у немцев появился тяжелый танк «Тигр». Как я уже писал ранее, на тот момент орудия советских танков были неспособны на дальних дистанциях бороться с броней «Тигров». Поэтому начались работы по созданию боевых машин, которые могли бы бить этого немецкого «зверя», а также «танков прорыва» для преодоления вражеских укреплений. Уже в ноябре 1942 г. на Уральском заводе тяжелого машиностроения была создана САУ СУ-122, вооруженная 122 мм гаубицей М-30С. Её орудие, стреляющее по навесной траектории, было неплохим подспорьем для наступавших войск. Приняв боевое крещение в феврале 1943 г. на Волховском фронте, СУ-122 активно использовалась до конца войны, однако она получилась исключительно штурмовой. и с танками бороться не могла.

Поэтому в августе 1943 г. ее выпуск был прекращен по причине появления новой самоходки — истребителя танков СУ-85. САУ СУ-85 стали поступать в РККА в августе 1943 г. после Курской битвы. Самоходка была создана на базе Т-34 с учетом опыта создания САУ СУ-122. СУ-85, вооруженная пушкой Д-5С-85, неплохо истребляла немецкие танки на дистанциях 800-1000 м, однако ей все же не хватало огневой мощи. Поэтому в скором времени эта САУ перестала быть актуальной. К тому же в январе 1944 г. в войска стал поступать Т-34-85, орудие которого было сравнимо по огневой мощи с пушкой самоходки.

Тут стоит вернуться немного назад. Работы по усовершенствованию Т-34 не прекращались в течение всей войны. Советские конструкторы искали пути усиления брони и огневой мощи танка, стараясь выдержать те же массу и габариты. Проблем было много. Приведу такой пример. Одним из уязвимых мест на Т-34 был люк механика-водителя в передней части танка, а также курсовой пулемет стрелка-радиста. Для лучшей защищенности требовалось и пулемет, и люк убрать, тем самым сделав лобовую броню монолитной. С пулеметом и стрелком-радистом решили просто. Как показала практика, в реальном бою ни о какой прицельной стрельбе речи и не шло, а управляться с рацией мог и командир танка. Поэтому от радиста решили отказаться. Поэтому на самоходке СУ-85 и более поздней СУ-100 этого члена экипажа уже не было.

С люком мехвода все было куда сложнее: если его убрать, оставив люк только на крыше башни (как у танков ИС), то мехводу в случае поражения танка было очень тяжело выбраться из горящей машины. Значит, чтобы перенести люк в другое место, например, перед башней, нужно сдвинуть ее назад. На Т-34 это сделать было проблемно: немалую часть «забашенного» пространства танка занимал двигатель, установленный вдоль корпуса. Установить его поперек не позволяла весьма объемная рессорная подвеска, поэтому надо было ее заменить другой – торсионной, которая уже использовалась на танках КВ и ИС. Вот такой хвост конструкторских проблем появлялся при необходимости усиления одной только лобовой брони. В августе 1943 г. в КБ завода № 183, эвакуированного в Нижний Тагил, был изготовлен опытный образец Т-43, представлявший собой «тридцатьчетверку» с торсионной подвеской и другой формой башни. Тем не менее, ГКО настоятельно рекомендовал конструкторам отложить разработку нового танка в пользу усиления уже выпускавшихся Т-34. В результате появился Т-34-85: с башней от Т-43, но вооруженный 85-мм пушкой ЗИС-С-53.

undefined

Т-34-85 у Кургана Славы в Минске. Август 2017 г. Фото автора

Именно Т-34-85 станет танком Победы, дошедшим до Берлина, именно эти танки будут стоять на постаментах. Танк получился настолько удачным, не смотря на свои недостатки (люк мехвода и курсовой пулемет на нем остались), что до сих пор он кое-где стоит на вооружении и даже воюет. Танк Т-34-85 производился в СССР с 1944 по 1950 г., а также – по лицензии в Чехословакии (1952–1958 гг.) и Польше (1953–1955 гг.). «Тридцатьчетверка» повоевала и в Корее, и на Ближнем Востоке (встречалось видео ее применения в Йемене в 2018 г.), и на Балканах, и в Африке…. И даже на Кубе! А в начале 2019 г. Лаос передал России 30 танков Т-34, которые до сих пор не просто на ходу, а вполне в боевом состоянии.

Всего танков Т-34-85 (с учетом произведенных в соцстранах) выпущено почти 30,5 тыс., а с учетом выпущенных ранее Т-34-76 общий выпуск составил почти 66 тыс. Такое большое количество позволяет утверждать, что «тридцатьчетверка» является самым массовым танком в мире.

undefined

Т-34-85 (на переднем плане). Гомель. Музей Воинской Славы. Апрель 2019 г. Фото Александрины Паршиной

Кстати, вышеприведенный пример конструкторской задачи по переносу люка механика-водителя привел к появлению нового танка – Т-44. Но это уже другая история… А пока вернемся в 1944 г. После того, как у самоходки СУ-85 выявилась куча проблем, стал вопрос о создании на ее базе новой, более мощной машины. Ударными темпами она была создана. Помимо усиленной брони новая САУ СУ-100 получила мощное 100-мм орудие Д-10С, созданное на основе морской зенитной пушки. СУ-100 получилась на редкость удачной. К тому же она обладала высокой степенью унификации с танком Т-34-85. Орудие ее на дистанциях 1,5–2 км поражало любую немецкую бронетехнику. Таким образом, СУ-100 стала классическим истребителем танков, в отличие от ИСУ-152. Первое ее боевое применение случилось в январе 1945 г. «Звездный час» СУ-100 – это сражение на озере Балатон, Висло-Одерская операция, взятие Берлина.

undefined

СУ-100 (слева), ИС-3 (справа). Киевский музей бронетехники. Август 2017 г. Фото автора

undefined

СУ-100 на постаменте. Москва. Декабрь 2019 г. Фото Алексея Юдаева

После войны СУ-100 так же, как и Т-34, воевали по всему миру: Корея, Вьетнам, Африка, Ближний Восток… Судя по разным фотографиям, как минимум, одна СУ-100 была в 2009 г. в вполне себе рабочем состоянии в Йемене. Такая широкая география применения Т-34 и СУ-100 служит всемирным признанием высоких боевых качеств этих машин.


Мы ударенья порасставим
А скорость ноты подберет
и тридцать тонн уральской стали
летит вперед, летит вперед!

(«Танковая атака» военного барда М. Калинкина).

P.S. За помощь в подготовке материала большое спасибо автору канала “Санькины странствия”, моей единомышленнице и другу Александрине Паршиной, а также моему давнему другу Алексею Юдаеву, у которого в телеграме есть свой маленький канальчик.

Бонус. Специальный подъемный кран СПК-5 на базе Т-34

undefined

СПК-5. Киевский музей бронетехники. Август 2017 г. Фото автора

Нет опубликованных комментариев.

Новый комментарий

Atom

Top.Mail.Ru