Как советская бронетехника плавать училась

дек 132019

Во все времена вопрос о преодолении водных преград во время войны всегда стоял очень остро. Любой водоем – это естественная природная преграда на пути наступающих, и часто форсирование водных преград оборачивалось огромными потерями. Действительно, пересекать широкую реку или озеро без защиты, под огнем противника – удовольствие весьма сомнительное… По мере технического прогресса, с появлением бронетехники в виде танков и бронеавтомобилей, а также развитием средств поражения живой силы все сильные возрастала задача научить бронетехнику плавать. Это позволило бы не только решать задачи форсирования водных преград, но и обеспечило достаточную огневую поддержку переправившимся солдатам. Или такая техника нужна была для высадки морских десантов на побережье противника.

Плавающая бронетехника до Великой Отечественной войны и во время нее.

Работы по созданию плавающего танка в СССР начались еще в 30-е гг. XX века и первым стал Т-33 (как его прозвали – «Селезень») в 1932 г. Это был легкий танк с противопульной броней и очень слабеньким вооружением: всего 1 пулемет 7,62 мм. Плавал по воде он с помощью руля и гребного винта. Кстати, скорость танк для того времени имел неплохую: по суше – до 42 км/ч, по воде – до 4 км/ч. Кстати, «Селезень» показал способность плавать в условиях быстрого течения, а также против него, хотя, при этом скорость падала до 1–2 км/ч. Но, в целом, танк получился очень сырым и имел огромное количество недоработок, поэтому в серийное производство не пошел. Однако этот опыт в дальнейшем был использован при создании других советских амфибий.

Надо сказать, работы шли не только над «Селезнем». Параллельно шла разработка еще двух плавающих танков: Т-41 и Т-37. Если проекты Т-33 и Т-41 постигла неудача, то Т-37 имел более счастливую судьбу. В 1933 г. он поступил на вооружение бронетанковых войск РККА под наименованием «малый плавающий танк Т-37А». Основные характеристики Т-37А не отличались от характеристик «Селезня». Вооружен был танк 7,62 мм пулеметом ДТ, имел противопульное бронирование. В СССР не только смогли наладить довольно крупный серийный выпуск этого легкого плавающего танка, но и постоянно его совершенствовали: экспериментировали с толщиной брони, делали на базе обычных танков танки управления (ТУ), ставили вместо пулеметной башенки огнемет, а также пытались сделать Т-37А десантным танком (правда, из этого ничего не вышло). Всего за время серийного производства было выпущено 1909 линейных танков, 643 радиотанка Т-37 ТУ с радиостанциями, а также 75 так называемых "химических" танков с огнеметной установкой. Эксплуатация химических Т-37А оказалась совсем недолгой — уже в 1938–1939 гг. большая часть оборудования с них была демонтирована. А на апрель 1941 г. в Красной Армии числилось всего 10 “химических” Т-37, из них 4 — на складах.

Боевое крещение танки Т-37А получили во время конфликта с японцами на реке Халхин-Гол в 1939 г. Эти бои не принесли машинам славы: они использовались очень ограниченно, поэтому всего за 5 месяцев боев было потеряно 17 машин.
В советско-финской войне Т-37А также показали себя неважно. Корпуса танков разрушались от взрыва противопехотных мин, броня пробивалась огнем противотанковых ружей. Почти везде танки-амфибии несли тяжелые потери и часто выходили из строя по техническим причинам.

Великая Отечественная война вынесла свой приговор Т-37А. К началу войны в РККА имелось свыше двух тысяч машин этого типа, однако в первый период боевых действий основная масса этих танков была потеряна.

К весне 1942 г. Т-37А в боевых частях осталось очень мало. Но на Ленинградском фронте Т-37А держались достаточно долго, примерно до конца 1943 г. В осажденном городе имелась возможность ремонта машин на местных предприятиях, что упрощало их эксплуатацию.

Именно на Ленинградском фронте было проведено две операции за всю войну, в которых плавающие танки использовались для форсирования водной преграды и захвата плацдарма на противоположном берегу. Первая операция – форсирование Невы в сентябре 1942 г., вторая – форсирование реки Свирь, на Карельском перешейке в июне 1944 г.. Первая операция сложилась для плавающих танков трагически: 7 машин было уничтожено немцами на этапе форсирования, а оставшиеся три были уничтожены после выхода на берег. Слабая броня и слабое вооружение оставляла этим танкам мало шансов. Операция на реке Свирь прошла куда более удачно. Под прикрытием огня тяжелых орудий 63-х самоходок ИСУ-152, ведущих огонь прямой наводкой по огневым точкам противника, плавающие танки преодолели проволочные заграждения, три линии траншей и при поддержке десанта с автомобилей-амфибий завязали бой в глубине захваченного плацдарма.

Эта операция стала последним известным эпизодом участия советских плавающих танков в Великой Отечественной войне.
Вернемся на 10 лет назад, в 1934 г. Вовсю ведутся работы по улучшению Т-37А. Эксплуатация в войсках выявила кучу проблем: ненадежная трансмиссия и ходовая часть, часто спадают гусеницы, невелик запас хода, недостаточен запас плавучести. Но по итогам модернизации Конструкторским бюро (КБ) завода № 37 (руководитель Н.А. Астров, ведущий разработчик всей советской линейки малых и лёгких танков того периода) вышел совершенно иной танк, получивший название Т-38. Вооружение и бронирование у него осталось таким же, как у Т-37А, но машина стала ниже и шире, кроме того, несколько изменили подвеску, вследствие чего немного возросла скорость и повысилась плавность хода. Тем не менее, Т-38 получился явно хуже, чем Т-37А. В войсках критиковали оставшиеся прежними вооружение и бронирование, которые явно не соответствовало времени, никуда не делись проблемы с двигателями и ходовой частью, плюс танк стал значительно дороже. Все это привело к тому, что весной 1937 г. выпуск Т-38 был временно прекращен. Однако снова продолжен в 1939 г., когда Автобронетанковое управление (АБТУ) разрешило заводу № 37 завершить постройку танков из имеющегося задела деталей. Всего Т-38 выпустили 1340 машин. В ходе Великой Отечественной войны они находились в тех же частях и участвовали в тех же сражениях, что и Т-37А.

Вершиной развития плавающих танков в довоенный период в СССР был танк Т-40. На нем класс малых плавающих легких танков и закончился. Разработан он был в первой половине 1939 г. на все на том же московском заводе № 37 и с декабря выпускался уже серийно, поскольку был принят на вооружение Красной армии.

В отличии от Т-37А и Т-38, Т-40 был самым конструктивно доведенным до ума, поскольку полностью отвечал всем требованиям по применению. Вооружение тоже изменилось: к пулемету калибром 7,62 мм добавили крупнокалиберный пулемет (12,7 мм), что позволяло бороться не только с живой силой противника, но и с легкобронированной техникой и было серьезным подспорьем для высаживающейся на берег пехоты. Недостатки у Т-40, несомненно, были. Самый главный – несбалансированное распределение функций между членами экипажа танка, унаследованное от Т-37А и Т-38: командиру приходилось быть и наводчиком, и заряжающим, и радистом (если танк был радиофицированный), осуществлять координацию с другими танками и руководить механиком-водителем... Не скучно командиру было, это точно.

Производство Т-40, включая его сухопутные варианты, продолжалось до декабря 1941 г. Всего было выпущено около 960 серийных машин, которые приняли активное участие в боях начального периода Великой Отечественной войны.

Если оценивать первые советские плавающие танки, то можно смело говорить, что они не имели аналогов в мире на тот момент. Во многих странах были попытки создания таких машин, но результаты были еще хуже, чем в СССР. Советские танки плохо, но плавали. К тому же безо всякой подготовки! У немцев, французов и поляков образцы только ныряли. Что-то получилось у японцев, но их плавающий танк «Ка-Ми» умел плавать только после определенной подготовки: экипажу нужно было развьючить поплавки и установить их на борта танка. А после выхода на сушу, сбросить их. А это время. И в боевой обстановке оно очень ценно.

Плавающая бронетехника после Великой Отечественной войны.

Опыт Великой Отечественной войны наглядно показал, что для форсирования водных преград нужны и более мощные боевые машины, и плавающие транспортеры для пехотинцев, которым частенько приходилось переплывать реки на самодельных плотах под огнем противника. Поэтому после войны начались активные работы в этом направлении.

Еще начиная с 1943 г., в СССР поставлялись по ленд-лизу американские автомобили-амфибии Ford GPA и DUKW-353, которые сильно облегчали жизнь советским пехотинцам при форсировании Днестра, Вислы, норвежских фьордов, Одера. Несмотря на то, что они не имели брони и собственного вооружения, как плавающие транспортеры они были хороши. Поэтому советским конструкторам была поставлена задача – разработать аналогичную машину для Советской армии.

В августе 1950 г. на Днепропетровском автомобильном заводе был построен опытный образец такого транспортера, получивший название ДАЗ-485 БАВ («большой автомобиль водоплавающий»). После прохождения всех государственных испытаний производство плавающих автомобилей развернули на «1-м государственном автомобильном заводе имени И.В. Сталина» (позднее – завод имени Лихачева) под названием ЗИС-485. В 1956 г. после переименования завода имя сменил и автомобиль, став ЗИЛ-485... Машина получилась весьма неплохой. За счет удачного выбора трансмиссии, подвески, шин средняя скорость по всем видам дорог в то время была относительно высокой – до 30 км/ч, а по тяжелому бездорожью – 10 км/ч. Неплохими были и водоходные качества. Мощный трехлопастный винт, расположенный в глубоком туннеле, обеспечивал высокую для амфибий такого класса скорость на воде – до 10,5 км/ч, а также уверенное плавание против течения. Грузоподъемность машины тоже была неплохой: на суше – 2.5 т, на воде – 3,5 т или 20-25 человек. Вездеход-амфибия выпускался 11 лет: с 1952 по 1963 г. Всего было изготовлено около 1200 амфибий. Но после того, как на вооружение Советской армии стали поступать новейшие образцы амфибийной техники, необходимость в нем отпала.

undefined

Вездеход-амфибия ЗИЛ - 485 (БАВ) в Киевском музее военной техники. Август 2017 г. Фото автора

Если ЗИЛ-485 стал аналогом DUKW-353, то аналогом Ford GPA, стал ГАЗ-46 или МАВ – малый автомобиль водоплавающий. После окончания Великой Отечественной войны в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ) были инициированы работы по созданию плавающего автомобиля, построенного на базе узлов и механизмов хорошо освоенного советской промышленностью полноприводного внедорожника ГАЗ-67.В апреле 1949 г. были подготовлены опытные образцы плавающего автомобиля НАМИ-011, а уже в мае того же года прошли серию заводских испытаний. Вскоре, летом 1949 г., последовали полигонные испытания новинки, а осенью – межведомственные. Все испытания прошли настолько успешно, что после их завершения создателей плавающего автомобиля НАМИ-011 наградили Сталинской премией III степени «За работу в области машиностроения». Но этот проект в серию не пошел. Вместо него в серийный выпуск попала амфибия ГАЗ-46, созданная на базе внедорожника ГАЗ-67 (МАВ). По сути, легкая командирская машина, которая могла служить и для разведки. Грузоподъемность ее составляла 500 кг (или 5 человек), скорость по шоссе была приличной – до 90 км/ч, на воде тоже – 9 км/ч. Продолжался выпуск ГАЗ-67 пять лет. После того, как на вооружение Советской армии стала поступать более вместительная, а главное – бронированная и вооруженная боевая разведывательно-диверсионная машина (БРДМ), необходимость в этой амфибии отпала. Всего их было выпущено около 650 штук.

undefined

Вездеход-амфибия ГАЗ - 46 (МАВ) и плавающий транспортер ПТС-1 (на заднем плане) в Киевском музее военной техники. Август 2017 г. Фото автора

Все вышеперечисленные машины умели плавать за счет установки на них специальных гребных винтов. Но гребной винт довольно капризен. В болотистой местности он забивался и, чтобы машины могли плавать, нужно было его тщательно прочищать, что отнимало немало времени. Нужны были новые методы и новые двигатели для движения по воде. И они были найдены.

В начале 50-х гг. XX в., наряду с разработкой плавающих транспортеров для пехоты, возобновились работы по разработке плавающих танков. В 1950 г., КБ ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100) был разработан «Объект 740»: плавающий танк с совершенно новым на тот момент типом двигателя для передвижения по воде – водометом. Несмотря на критическое отношение военных, новая машина прошла все испытания, а самое главное, показала высокую надежность в условиях болот, и в августе 1951 г. была принята на вооружение под индексом ПТ-76. ПТ – плавающий танк, 76 – калибр орудия, которым он оснащался. Танк получился очень удачным. Почти сразу на его базе был создан гусеничный плавающий бронетранспортер, – БТР-50, способный перевозить до 20 солдат. Благодаря водометам, ПТ-76 (да и БТР-50) мог развивать хорошую скорость на воде – до 10,2 км/ч.

undefined

Плавающий танк ПТ-76 возле скульптуры Родины-матери в Киеве. Август 2017 г. Фото автора

Выпускался ПТ-76 в течение 15 лет, за время производства неоднократно подвергался модернизациям. Совершенствовались в основном приборы наблюдения и связи. Танки, выпущенные после 1959 г., получили обозначение ПТ-76Б. Их изготовление продолжалось по 1969 г. За это время было построено 4127 ПТ-76 и ПТ-76Б (941 из которых поставили за рубеж). Силуэт ПТ-76 засветился и в песках Ближнего Востока и в горах Кавказа, и на Балканах, и в джунглях Юго-Восточной Азии... Короче, повоевать ему довелось очень неплохо. И даже сейчас в некоторых странах этот заслуженный танк стоит на вооружении.

Причина прекращения производства танка ПТ-76 весьма прозаично: он перестал вписываться в картину общевойскового боя. Дело в том, что наряду с разработкой плавающей техники, велись работы по совершенствованию методов преодоления водных преград обычной техникой. Так, для преодоления не очень глубоких водоемов были разработаны средства для форсирования по дну. Кроме того, активно совершенствовались методы форсирования и с помощью навесных индивидуальных плавсредств, придававших танку плавучесть. Помимо этого, активно развивались инженерные войска, в задачи которых и входило обеспечивать быстрое форсирование водоемов. При всех этих факторах ПТ-76 перестал быть критически важным. Для ВДВ на тот момент танк тоже не годился. С Ан-12 его, как и АСУ-85 могли только выгружать, десантировать же в те годы можно было только с Ан-22, что было нецелесообразно. Эти танки остались только у морской пехоты.

undefined

Самоходная артиллерийская установка АСУ-85, Музей истории ВДВ. Рязань. Май 2017 г. Фото автора

Тем не менее, ПТ-76 – этапная машина. После ПТ-76 водометы стали классикой. Их стали применять на многих других видах видах техники: БТР-60/70/80, БРДМ - 1/2, все семейство боевых машин десанта (БМД). Схема отработана. На базе самого ПТ-76, кроме БТР-50, были построены авиадесантируемая самоходная установка АСУ-85, гусеничный самоходный паром (ГСП) грузоподъемностью 52 т, предназначенный для переправы танков и самоходных артиллерийских установок через водные преграды.

В конце 60-х гг. XX в., на вооружении Советской Армии появился новый вид боевой техники – БМП. Кстати, с БМП-1 связано изобретение второго, ныне классического, метода плавания техники – за счет перемотки гусениц. Скорость у нее меньше, чем у машин с водометными двигателями, но все равно неплохая – 7 км/ч.

undefined

 Боевая машина пехоты БМП-1 . Парк Победы. Тараз. Октябрь 2018 г. Фото автора

Сейчас, плавающей техникой никого не удивишь. Умеют плавать многие САУ, БТРы, БМП, БМД, есть специальные вместительные плавающие транспортеры (ПТС) – но все это плоды того накопленного опыта, того длинного пути, который прошла русская школа танкостроения с начала ХХ века.

 

Нет опубликованных комментариев.

Новый комментарий

Atom

Top.Mail.Ru