Путь к Дзену. Или как я изучал блог-платформу от Яндекса

окт 182019

Честно говоря, полез в изучение Дзена я от любопытства. Одни мои знакомые закидали меня ссылками на посты о том, как в Дзене все плохо (все уже заняли СМИ, ничего толкового сделать не получится), другие, наоборот, с эльфийским энтузиазмом убеждали, как там все легко и просто, даже приводили ссылки «простых блогеров, сделавших себя». По своей вредной привычке, я решил разобраться во всем сам. Задел в виде статей с моего маленького бложика у меня был, энтузиазм тоже, поэтому полез я разбираться. Создал свой канальчик. И за больше чем месяц тыканья Дзена, я составил свое видение об этой блог-платформе.

Редактор.

Дзеновский редактор у меня вызывает откровенно противоречивые чувства. С одной стороны удобная, всплывающая плашка в любом месте текста, с другой – меня откровенно выбешивает, что там нет выравнивания текста по ширине, к которому я очень привык, клепая статьи на сайтах.

undefined

Прелесть редактора в том, что там можно делать галереи-альбомы из картинок. Это сильно экономит место в статье, когда этих самых картинок много. И, в отличие от сайтов, не нужно устанавливать и настраивать модуль слайдера – все уже есть.

undefined

Механика публикаций.

При публикации любой статьи, публикатор Дзена предложит выбрать обложку для статьи, теги и описание к ней.

undefined

Обложка. Обложка будет отображаться не только на канале, но и во всех соцсетях, куда скинуть ссылку. Тут есть три любопытных момента. Во-первых, на обложку можно выбрать только картинку, идущую отдельно от галереи, либо картинку, которая в галерее идет заглавной. Во-вторых, надо быть внимательным с обложкой. Если сначала поставить одну, а после публикации (и тем паче, после разбрасывания ссылок по соцсетям) поставить другую, то на смену обложки-превьюшки понадобится время. А в VK, например, она вообще не поменяется. В третьих, обложки-превьюшки, конечно, красивые, но есть нюанс. Если горизонтальные фотки, в обложки вписываются нормально (по центру), то вертикальные фотки обрезаются то сверху, то снизу. Это тоже надо учитывать при выборе обложки.

Описание. Ну, тут все понятно. Небольшой коротенький анонс статьи. Старайтесь избегать «желтушных» заголовков и описания. Во-первых, это некрасиво. Во-вторых, за это бан на Дзене можно схлопотать.

Теги.. Самый для меня мутный и непонятный механизм Дзена. При публикации статьи предлагается поставить теги – ключевые слова к статье, дабы читающим было легче ее найти.Вот только это бесполезно. Какие теги не ставь, робот все равно поставит свои. И делает он это, мягко говоря, странно. Интереса ради я решил проанализировать однотипные статьи из моего мини-цикла «Созвездие героев», посвященного героям ВОВ. Результаты меня озадачили. Некоторые теги, общие для всех статей, например «Война», «Великая Отечественная война». Но, возникают и различия. Например, тег «Великая Отечественная война» почему-то не был присвоен статье про Маншук Маметову. Зато к статьям цепляются другие теги, совершенно непонятно, каким боком, к статьям относящиеся.

undefined

К материалу о Сергее Гришине робот добавил тег «Казаки» (!), к некоторым статьям о героях, добавляет теги «Наука» и «Искусство». А статье про описание механизмов поиска родных, погибших в войну или репрессированных, робот Яндекса присвоил только один тег – «Наука»! Каким боком там наука, я не имею ни малейшего представления… Хотя, как правильно мне подсказали в комментах к одной из статей, искать логику у робота – дело неблагодарное. Мне теперь очень интересно: что надо делать для постановки большего числа тегов. Использовать ключевые слова прямо в тексте? Или, все же, указывать больше авторских тегов при публикации материала? Кстати, интересный момент: после того как я подредактировал статью о поиске родных (убрал мелкие огрехи), робот к тегу «наука», добавил тег «репрессии». С чем это связано я не знаю. Второй раз по-другому проверял, что ли? Кстати, теги, после правки статей меняются далеко не всегда. От чего это зависит я пока не понял.

Статистика. 

Механика статистики Дзена, мне вполне нравится. Учет ведется по многим параметрам.
Дочитывания. Алгоритм засекает, сколько людей дочитало статью до конца. Причем, «проматывния» статей в «лицевую» статистику (о ней речь пойдет ниже) канала не идет. Чтобы дочитывание туда попало, на прочтение статьи должно уйти не менее 40 секунд.

undefined

Среднее время дочитываний. Тут все понятно: «средняя температура по больнице», как дочитываются ваши статьи: вдумчиво или проматываются.

Карта дочитываний. Процент тех, кто дочитал статью до конца.

CTR в ленте, %. Имеется в виду отношение количества просмотров к количеству показов статьи в процентном отношении.

Охват. Общее количество показов статьи в Дзен-лентах пользователей и в рекламных блоках Дзена на разных сайтах. С охватом, как раз и связан механизм тегов. Охват, как я понял, формируется следующим образом: у Яндекса огромная база различных поисковых запросов людей, которая для каждого человека может сформировать его личную карту предпочтений. Человек интересуется Великой Отечественной – ему будут предлагаться статьи на эту тему, человек интересуется искусством – ему будут предлагать статьи на тему искусства, и т.д. И именно поэтому, от того, какие теги присвоит робот статье, зависит количество ее показов, и как следствие, просмотры и дочитывания.

Комментарии. Тут все понятно. Количество комментариев к статьям.

Просмотры. Количество просмотров статей. Кстати, если публикация набирает больше 100 просмотров, открывается полная версия статистики, где можно посмотреть до какого места в статье дочитал определенный процент читателей. Очень интересная штука, однако... Позволяет прикидывать, как минимум, оптимальную длину статей.

Кроме того, есть еще один интересный момент. Для статей, с количеством просмотров больше 100 ,открыта не только внутренняя, редакторская, статистика, но и внешняя, которую может посмотреть любой желающий.

undefined

По итогу получается система двойного CTR (отношение количества показов к количеству прочтений). Учитываются не просто просмотры публикуемых статей, а их прочтение до конца. И именно из количества прочтений статей до конца складывается рейтинг автора. Получается связка теги-охват-просмотры-дочитывания. Она актуальна для тех, кто переходит на канал из рекомендательных систем (то есть, в среднем для 80-90% аудитории).

Кроме всего прочего, удобно то, что Яндекс-Метрика без проблем работает с каналами Дзена. Достаточно лишь создать счетчик и указать его в настройках канала. И вуаля! Вы получите полноценную статистику посетителей своего канала. Правда, поскольку, процедура подтверждения физического наличия счетчика на канале недоступна (в отличие от сайтов), то Метрика будет рисовать оранжевый предупреждающий значок по этому поводу. Впрочем, если вы не эстет-перфекционист и спокойно относитесь к оранжевому цвету, на это можно не обращать внимания. Статистика работает и так.

undefined

Я всегда любил Яндекс-Метрику за довольно подробную информацию о посетителях и аудитории. Вот, посмотрев аудиторию своего канальчика, я очень удивился тому, что читают меня в основном люди старшего поколения. Как пошутил один мой друг и единомышленник: «Ты для них, как газета „Правда”».

undefined

Стоит отметить, что порой цифры статистики, предлагаемые Яндекс-Метрикой, отличаются от редакторской статистики Дзена. С чем это связано, я пытался понять, но, честно говоря, еще больше запутался.

Кстати, с редактированием статей, помимо «разного прочтения», о котором говорилось выше, связан еще один нюанс. Мне частенько приходится редактировать статьи уже после публикации. Исправлять ошибки, что-то изменять, что-то добавлять. Но, вот, что странно: после редактирования статьи, в редакторской статистике она поднимается вверх, становясь типа «новой». При этом дата публикации остается прежнем. Видать, статистика Дзена учитывает все действия над статьями.

Внешний вид канала.

При создании канала, можно выбрать название, красивое лого. Но! Привязать к каналу сайт (если он, конечно, есть) можно только по достижении рубежа 7000 дочитываний в неделю, то есть, задача эта, мягко говоря, непростая. Кроме того, при достижении этого уровня можно сделать удобную ссылку на канал (а не с тем набором символов, которые предлагает Яндекс.). А также на этом же уровне, можно подключить монетизацию к каналу. Но для этого нужно очень-очень стараться… Если в общей редакторской статистике указано общее количество дочитываний за время существования канала, то в «лицевой» именно количество дочитываний за неделю.

undefined

Недельное дочитывание - это временной интервал от текущего дня и текущей минуты, и сравнивает его с таким же временем, но неделю назад. Мой рекорд на сегодня – 1163 недельных дочитывания. Потом пик прошел, и стало в два раза меньше. Для худо-бедно стабильно большого числа просмотров/дочитываний, нужна очень уж большая аудитория, огромное количество подписчиков. Для меня это задача из разряда «дойти пешочком до Луны»

Кстати, со связкой «сайт-канал Дзена» есть такой момент. То, как алгоритмы Дзена мониторят оригинальность текстов и наличие в них плагиата – давно притча во языцех. Тем не менее, свои тексты со своих сайтов можно копипастить в Дзен безбоязненно, надо лишь указать ссылку на сайт в описании канала, а на сайте разместить линк на канал. Насколько я понял, похожая история и с соцсетями.

undefined

Карма автора.

Говоря о статистике посетителей читателей канала, нельзя не упомянуть о, так называемой, «авторской карме» - основного показателя успешности канала-блога на Дзене. 

Карма эта складывается из нескольких факторов: Оригинальность, Качество, Вовлеченность аудитории, Развитие канала, Влиятельность.

Оригинальность. Тут все понятно.

Качество. Качественными публикациями Яндекс считает "публикации с высокой стоимостью создания и комплексной позитивной оценкой читателей." Правда, я не понял, публикации с высокой стоимостью создания - это как?

Вовлеченность аудитории - показатель того, сколько людей дочитывают публикации до конца, и, тем паче, ставят лайки и комментируют.

Развитие канала - количество публикаций , количество подписчиков.

Влиятельность - частота упоминаний канала и ссылок на него.

Все эти факторы делают из канала эдакий бриллиант «Яндекс-дзен – стайл».

За те 5 недель, которые я веду канальчик, мой показатель «карма» достиг максимального уровня – в 51 из 100, а потом немного обвалился.

undefined

Кстати, мне понравился механизм просмотра кармы: если ткнуть на показатели прошедших недель, то можно увидеть прогресс или регресс канала визуально. Правда, показатели лишь одного прошедшего месяца.

undefined

undefined

Техподдержка.

Как-то возникла проблема: при просмотре канала с компа: почему-то были видны не все, а только несколько последних 12 публикаций, по крайней мере, на моем канале. Прикол в том, что при просмотре канала с телефона, все было нормально. Да и на других каналах доступны все публикации. После моего обращения в техподдержку о странном отображении статей на канале, проблема была оперативно решена. Респект Дзеновскому саппорту.

Статьи.

Чтобы вылезти в топ, надо писать очень часто на какие-нибудь, даже не актуальные, а хайповые темы. Причем, даже здесь не факт, что статьи, что называется, «взлетят». Я по этому поводу, ну, совсем не парился, а тихо и методично переносил на Дзен свой задел. Я очень удивился, когда статья про Киев (одна из моих любимых) «выстрелила» и, что называется, потянула канал вверх – и по просмотрам, и по дочитываниям, и по карме. Да что уж там: такому росту канала первые три (или даже четыре) недели, я обязан ей. Немного грустно, что те статьи, ради которых я когда-то создал свой бложик, и, можно сказать, вложил душу, не взлетели. Очень плохо читается и цикл про героев Великой Отечественной войны (уже упомянутое «Созвездие героев»), но я не отчаиваюсь. Не получилось кавалерийским наскоком – значит будет медленное расползание (которое, кстати идет, что не может не радовать).

На этом пока все. Буду дальше ковырять механизмы Яндекс-Дзена. Это оказалось очень увлекательным делом.

Нет опубликованных комментариев.

Новый комментарий

Atom

Top.Mail.Ru