Крылатая бронетехника

мар 302019

За что я люблю музеи? За наглядность и возможность понять разного рода исторические события, изобретения да и просто быт в различные времена. Так было в Белорусском историческом музее, где Дима, раскрыв рот, глядел на мушкеты, старые пушки, ядра и пр. Так было в киевском и минском музеях, посвященных Великой Отечественной войне, да, впрочем, во всех музеях, где мне довелось побывать.
Особая тема – экспозиции техники под открытым небом. Я видел всего четыре: в Киеве, Минске, Таразе, Рязани. Выставка военной техники у Кургана Славы в Минске меня не особо зацепила. Похожая история случилась и с таразской экспозицией, хотя сделано все красиво. В Киеве, я впервые увидел «вживую» бронекатер, броневагон и много чего еще. Кстати, с тамошним броневагоном вышел казус. Один из моих знакомых специалистов, посмотрев на него, безапелляционно заявил, что это музейная поделка, к реальности не имеющая отношения. И в доказательство привел много фотографий настоящих броневагонов периода 1942–1943 годов. После этого я понял, что к музейным экспонатам, тоже следует относиться с оглядкой.
Рязанская экспозиция военной техники – совсем небольшая и в основном десантная: АСУ-57, АСУ-85, БМД-1, БМД-2 и нескольких орудий, в том числе и самодвижущегося орудия (СДО) СД-44. Стоит она перед рязанским Музеем истории ВДВ, куда я, к слову, так и не попал. При изучении историю появления этой «крылатой бронетехники» я был довольно сильно удивлен. Но обо всем по порядку.
2 августа 1930 года на войсковом учении Московского военного округа под Воронежем был совершен парашютный десант. С тех пор этот день считается днем рождения воздушно-десантных войск. С появлением нового рода войск встал вопрос об оснащении его техникой, пригодной как для транспортировки, так и десантирования вместе с самими десантниками. В 30-е годы XX века у СССР не было транспортных самолетов, на которые бы можно было возложить такую задачу, поэтому было решено использовать тяжелые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3 ВВС РККА – на их внешней подвеске крепилась бы техника или другие грузы. Были разработаны различные типы подвесок для различных грузов. Первым была 76-мм горная пушка образца 1909 года. В 1932 году для нее была испытана парашютная система ПД-О. Орудие подвешивалось между стойками шасси самолета-носителя, за ней, прямо под фюзеляжем, на бомбовый держатель устанавливался цилиндрический контейнер с парашютом. Орудийный расчет мог прыгать с парашютами из этого же самолета. Однако такая нагрузка снижала летные качества бомбардировщика. Стало ясно, что нужны новые транспортные самолеты, способные выполнять такие задачи без потери аэродинамических свойств.
Тем не менее, в том же 1932 году проводились опыты по десантированию мотоциклов и автомобилей. Они были успешными, поэтому в 1933 году «приучать к парашютному спорту» начали и бронетехнику. Первой стала танкетка Т-27. С ней тоже получилось, хотя не без проблем. Так, масса танкетки превышала бомбовую нагрузку ТБ-1 и десантировали ее не только без боекомплекта, но и без топлива.
В 1935 году была разработана универсальная подвеска ПГ-12, на которой под фюзеляжем ТБ-3 мог крепиться легкий плавающий танк Т-37А. О десантировании с большой высоты речи не шло, но само то, что легкие танки могли перебрасываться авиацией на большие расстояния, открывало большие перспективы. В 1939 году шли опыты не только по «приземлению» танков Т-37А и Т-38, но и по их «приводнению». Эксперимент завершился неудачей, и эту тему временно прикрыли.
В реальной боевой обстановке авиадесантирование Т-38 почти не применялось, за исключением переброски 3 октября 1941 года нескольких плавающих танков 5-го воздушно-десантного корпуса по воздуху под Мценск в ходе битвы за Москву.
Во время Великой Отечественной Войны было проведено две крупные десантные операции: Ржевско-Вяземская и Днепровская. К слову, обе оказались провальными. Зато задачи заброски диверсантов в тыл противника, и доставки различных грузов партизанам - выполнялись часто. И вопрос о средствах огневой поддержки для подразделений в тылу врага встал с новой силой. Исследования на эту тему дали свои результаты: хоть и поздно. В 1944 году в войска поступило авиадесантируемоее противотанковое орудие: ЧК-37, калибром 37-мм.
В годы войны, основным транспортным самолетом ВВС СССР был Ли-2 - лицензионная копия американского DC-3 “Дуглас”. Максимальная полезная нагрузка самолета Ли-2 - 2.8 тонны. Самолет мог перевозить до 25 десантников, также на нем могли быть установлены приспособления, которые позволяли использовать его в качестве санитарного для транспортировки 18 лежачих раненых на носилках и еще 2-х сидячих раненых или сопровождающего медперсонала, который размещался на бортовых сидениях.

Во время испытаний ЧК-М1 в ЛИ-2 для парашютирования грузили орудие, боекомплект и расчет. Условия сброса — скорость 200 километров в час, высота 600 метров.

Кроме того, проводили испытания доставки орудия посадочным способом Для этого использовали бомбардировщик ТБ-3, под крылом которого было подвешено два автомобиля ГАЗ-64 или «Виллис» с 37-миллиметровыми пушками, установленными на них. Испытания прошли удачно. Но участие в боевых действиях орудие не приняло. Всего, в период с июля 1944 по июнь 1945 гг. было выпущено 472 орудия.

К теме мобильной техники для ВДВ вернулись только после войны.
В 1951 году на вооружение Советской армии поступило самоходное орудие АСУ-57. Вооружение его составляло 57-мм орудие, экипаж – 3 человека. Стоит заметить, что к десантируемой технике всегда были очень жесткие требования по объему и массе (чтобы она помещалась в грузовой отсек транспортного самолета или планера). Несмотря на то, что АСУ-57 получилась очень маленькой и легкой (3,35 тонн), до 1959 года она могла десантироваться только планерным способом, так как САУ с экипажем перевозить способен был только тяжелый планер Як-14, буксировавшийся транспортным самолетом Ил-12Д.

В 1959 году были приняты на вооружение новые десантно-транспортные самолеты Ан-8 (максимальная полезная нагрузка – 11 тонн) и Ан-12 (максимальная полезная нагрузка – 21 тонна). С их появлением не только появилась возможность десантировать АСУ-57 парашютным и посадочным способами, но и смягчились нормативы для подобной техники. Так, в 1959 году началось серийное производство более мощной десантной самоходки – АСУ-85, разработка которой началась еще в начале 50-х годов. Масса ее составляла 15,5 тонн, вооружение – 85-мм пушка. В экипаж входило 4 человека. Обычно АСУ-85 транспортировались Ан-12. Предполагалась и возможность десантирования, но парашютная платформа для АСУ-85 П-16, просто не входила в грузовой отсек Ан-12. После выгрузки,САУ переводилась в боевое положение из походного в течение 1–1,5 минут.

Кроме САУ был еще один типа самоходной артиллерии - самодвижущиеся орудия (СДО). В отличие от обычной полевой артиллерии, СДО имело мотоциклетный двигатель и управлялось одним из номеров расчета, как автомобиль. Первой такой пушкой, поступившей на вооружение советской армии в ноябре 1945 года стала СД-44, калибром 85 мм. В походном положении орудие СД-44 весило около 2,5 тонн. При этом оно могло ездить со скоростью до 25 км/ч, а запаса бензина хватало для преодоления 22 километров без дозаправок. В 1957 году, появилась пушка С-57 калибром 57 мм и массой 1,9 тонны. Небольшие габариты этой пушки позволяли ее транспортировать не только транспортными самолетами, но и на вертолете Ми-4, что заметно расширило возможности мобильной артиллерии для ВДВ. Все последующие СДО делались по схеме, отработанной на СД-44 и СД-57.

В конце 60-х годов ХХ века появились сразу два новых вида боевой техники: боевая машина пехоты (БМП) и боевая машина десанта (БМД). С этими машинами вышла любопытная история. Изначально работы по созданию БМП были инициированы «дядей Васей» – командующим ВДВ В.Ф. Маргеловым. Дело в том, что к этому времени так и не была решена проблема нехватки тяжелого десантируемого вооружения, а также защищенных средств передвижения для высадивших десантников. Проблему противотанковой обороны и огневой поддержки десанта в какой-то мере решали АСУ-57, АСУ-85, буксируемая и самодвижущаяся артиллерия, но при этом – основным средством передвижения десантников оставались незащищенные грузовики. Требовалось что-то новое. В конкурсе на создание БМП победил вариант, представленный Челябинским тракторным заводом. Новая машина была вполне авиатранспортабельной, но она не устраивала десантников. Весила БМП-1 целых 13 тонн, значит, 1 Ан-12 мог перевозить только одну единицу. Кроме того, для новинки не было подходящих систем десантирования.

Тут пригодился опыт одного из участников конкурса на создание БМП. Вернее, компоновочная схема образца, представленного Волгоградским тракторным заводом, на основе которого и была создана БМД-1. Она была почти в два раза легче БМП (всего 7,6 тонны), поэтому возможности ее транспортирования, а также десантирования были значительно шире.
В 1974 году началась эксплуатация тяжелого транспортного самолета Ил-76, имеющего грузоподъемность от 28 до 60 тонн, что еще больше поспособствовало расширению концепции применения сил ВДВ.
До 1976 года БМД десантировали отдельно от ее боевого расчета. Но руководство ВДВ требовало возможности десантирования машины вместе с экипажем. Эксперименты по десантированию машины вместе с экипажем, конечно, велись. Но с собаками и с манекенами. Кстати, с собаками связана еще одна история. За частое участие в таких опытах Маргелов приказал поставить их на полное довольствие. Собакам даже выдали значки «Почетный парашютист». В 1976 году был совершен первый сброс БМД-1 вместе с экипажем. В ответ на возражения тогдашнего министра обороны СССР А.А. Гречко Маргелов ответил: «Я Вам гарантирую, что все будет нормально. А в качестве подтверждения этой гарантии на первом сбросе будет сидеть мой сын». Эксперимент прошел удачно: БМД-1 с экипажем из Александра Маргелова и Леонида Щербакова успешно приземлился. Это событие стало еще одним поворотным моментом в истории ВДВ. Но, несмотря на удачный эксперимент, практика совместного десантирования в войсках не прижилась.

В настоящее время техника воздушно-десантных войск развивается по накатанной: создаются новые виды вооружений, совершенствуются уже имеющиеся.

И еще один интересный момент. Дело в том, что технику для ВДВ смогли разработать и развить только в СССР. В странах НАТО до сих пор нет ничего подобного. Их «аэромобильные войска» – это все же несколько другое. Единственная хорошая машина поддержки десанта – танк M551 Sheridan – стал последней принятой на вооружение армии США машиной подобного типа.
Когда я худо-бедно разобрался в истории развития боевой техники десантников, мне стало ясно: экспозиция техники у Рязанского музея истории ВДВ – не просто экспозиция. Это памятник советской военной школе, которую до сих пор не могут превзойти.

undefinedundefined

undefined

undefined

Нет опубликованных комментариев.

Новый комментарий

Atom

Top.Mail.Ru