Ромео и Джульетта Великой Степи. Карахан и Айша-биби

мар 082019

Одной из “визитных карточек” современного Тараза является легенда о любви Карахана и красавицы Айши-биби. Эту пару нередко называют Ромео и Джульеттой Великой Степи.

Легенда
Молодой правитель влюбился в прекрасную Айшу, дочь знатного богача Хакима, ученика Ахмеда Яссави. Девушка тоже полюбила молодого Карахана, но отец отказался выдавать ее замуж, так как юноша, хоть и был правителем, не мог похвастаться знатностью рода. Влюбленная Айша вместе с няней Бабаджа сбежала от отца. Узнав об этом, Хаким проклял ее, сказав, что девушка перейдет шесть рек, а седьмую не сможет и будет лишь издалека видеть шапку возлюбленного, но близко не подойдет. На одной из рек (по самой распространенной версии – у нынешней реки Аса) Айша спустилась с коня умыться. В головной убор, оставленный на земле, заползла змея и ужалила красавицу. Зная о приближающей смерти, девушка послала весть Карахану. Тот немедленно приехал с имамом, дабы провести обряд бракосочетания. После обряда Айша уже законной женой умерла у него на руках.
На месте гибели любимой Карахан приказал построить мавзолей Айша-Биби, за которым оставшиеся годы присматривала Бабаджа. После смерти ей тоже возвели мавзолей – в 20 шагах от мавзолея Айши. Ныне он так и называется – Бабаджа-Хатун. Оба мавзолея находятся примерно в 18 километрах от современного Тараза.
А Карахан прожил долгую жизнь и, по легенде, перед смертью приказал себя похоронить там, откуда было бы видно место гибели Айши. Так и произошло. В прежние времена с его могилы действительно была видна усыпальница возлюбленной. Сейчас, правда, из-за городской застройки этот эффект пропал, но мавзолеи по прежнему на своих местах.

Мавзолей Карахана
Мавзолей Карахана, был построен над могилой Шах-Махмуда Бугра Карахана, также известного как святой «Хазрети Аулие». Историки считают, что прожил он 95 лет, 40 из которых правил, а 15 посвятил молитве и посту, не показываясь народу. В первоначальном виде мавзолей не сохранился: известно, как минимум, об одной перестройке – в 1905–1906 годах. В 2002 он был реставрирован к двадцати вековому юбилею города. Да, кстати, Таразу больше двух тысяч лет – именно ему посвящена знаменитая песня В. Цоя «Звезда по имени Солнце». На момент ее написания город носил иное имя – Джамбул.
О мавзолее, в его первоначальном виде, известно лишь то, что он был построен из жженого кирпича. Местные жители почитали его как захоронение «Святого старца» («Әулие Ата»). Вокруг этого места в XIX веке и стал возрождаться город. Дело в том, что в XIII веке древний Тараз был начисто разрушен монголами и только в XVIII веке кокандцы построили крепость около его развалин. Ну, а в начале XIX века, как уже говорилось выше, появился город, названный – Әулие Ата (Аулие-Ата).
На сегодняшний день комплекс «Мавзолей Карахана» состоит из двух частей. Это само захоронение с прилегающей территорией, куда, кстати, вход платный, и большущий красивый парк культуры и отдыха «Шамасур».
С парком вышла такая вот история. Он был сдан к юбилею Казахского ханства в 2015 году. Тогда каждая область должна была «сделать подарок» Таразу (насколько помню), а именно – построить по одному объекту в городе. Так вот, парк – подарок от Кызылординской и Кустанайской областей.
Даже издали он выглядит очень красиво. Выполненный в восточном средневековом стиле, он прямо манит к себе. Перед входом стоит мини-копия мавзолея Карахана, а сам вход подобен сходу в старинный дворец: стены с башенками, увенчанными красивыми куполами, а между башенками проход. Перед парковой стеной лежит плита с красиво высеченной восьмиконечной звездой в виде двух скрещенных квадратов. Данный символ встречается во многих культурах и может иметь разные значения. В частности, он подчеркивает дуальность мира: инь и ян, женское и мужское начало, духовное и материальное.

undefined
За башенками на входе есть две колонны с надписями. И вот с ними получился казус. На левой колонне надпись на казахском языке: «Ұлы тарих – ұлттық құндылықтары мен танылады» («Признается национальной исторической ценностью»), на правой надпись на английском: «The great history knowns its national values» («Великая история известна своими национальными ценностями»). Смысл совершенно другой! Ваш покорный слуга, будучи не слишком высокого мнения о своих лингвистических способностях, потом даже перепроверил, проконсультировавшись у лингвистов-специалистов по казахскому и английскому языкам. Те подтвердили, что перевод именно такой. А то, что возникает разночтение – «заслуга» тех, кто эти надписи на колоннах и планировал.

undefined

Несмотря на «грамотейскую» несуразность, сам парк очень красив! Чистые дорожки, яркие клумбы – загляденье! Шарма добавляют также красивый фонтан в виде нескольких кувшинов и огромный каменный музыкальный инструмент - кобыз.

undefined

Гулять здесь хоть в одиночку, хоть с девушкой, хоть с семьей – одно удовольствие! Кажется, что практически все в парке дарит душевное спокойствие и позитив. А какая прелесть – «цветочные столбы»! Смотришь на них, и душа радуется…

undefinedundefined
Территория мавзолея Карахана отделена от парка забором, чтобы никто не ходил туда бесплатно. Попасть можно только через отдельные арочные ворота.

undefined

Здесь очень много деревьев, дающих хороший тенек, аккуратные газоны – видно, что за территорией следят. Недалеко от входа находится небольшая бетонная скульптура с надписью о том, что в ней замуровано письмо президента Казахстана Н. Назарбаева будущему поколению. Открыть и прочитать предписывается в 2100 году (капсулы времени меня всегда, честно говоря, веселили). Там же находятся информационные стенды, кратенько, но очень содержательно рассказывающие про государство Караханидов, святого старца Карахана и историю мавзолея.

undefined

Однако указаны только сухие факты – легенды про Карахана и Айшу-Биби я не увидал. На мой взгляд, это недочет смотрителей. Ведь именно история великой любви этой пары вызывает наибольший интерес к их личностям.
Мавзолей – четырехугольное капитальное сооружение. Снаружи стены сложены из современного кирпича. Внутри же купол выложен старинным кокандским кирпичом. По крайней мере, мне так объяснили. Но разница видна невооруженным глазом. Над входом в мавзолей имеется надпись арабской вязью «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его».

undefined

undefined

Внутри находится гробница, покрытая белой простыней. С левой стороны расположены две небольшие комнатки-ниши с мини-выставками, на которых представлено немного старинной кухонной утвари, караханидских монет и еще-что-то по мелочи.

Мавзолеи Айша-биби и Бабаджа-хатун.
Как уже упоминалось ранее, мавзолей Айши-Биби находится в одноименном селе (до 1990 года – Головачевка), в 18 километрах от Тараза, за рекой Аса, которая, кстати, на этом участке почти высохла из-за жары и грубых мелиоративных работ. Добираться туда мне было проблемно, но, в конце концов, у меня это получилось.
Около входа в мавзолей стоит нечто вроде крытого павильона, с красивыми арками. В этом павильоне обычно торговцы продают гостям мавзолея разную сувенирную продукцию. Но, поскольку я был там утром, торговцев, практически, не было. Также была закрыта и юрта, стоящая неподалеку, которая тоже рассчитана на приезжающих туристов: днем там можно попить кумыса, айрана или шубата (верблюжьего молока).undefined
Вход в мавзолей стоит недорого – 200 тенге , так же, как и в Мавзолей Карахана. Сразу, начиная от входа, открывается красивый вид на мавзолей: ступеньки с каменными столбиками, которые служат периллами, мощенная плиткой дорожка, в конце которой возвышается мавзолей. Вдоль дорожки, ведущей к мавзолею, стоят красивые каменные скамеечки, а по бокам от дорожки красивые клумбы с петуньями. Когда я показывал фотки с мавзолея маме, она философски заметила: «эти петуньи так же ярки и красивы, как любовь Карахана и Айши-биби».

undefinedundefined

undefined

Мавзолей представляет собой капитальное четырехугольное строение, увенчанное коническим куполом. Стены мавзолея украшены множеством узоров. Слышал ранее, что видов орнамента на стенах мавзолея больше пятидесяти, и смотрится это весьма красиво и гармонично. Внутри, как и во всех, виденных мной, мавзолеях, находится гробница, накрытая белым покрывалом.
Неподалеку от мавзолея Айши-Биби стоит мавзолей Бабаджи – хатун, её няни. Расстояние между мавзолеями – 20 шагов.

undefined

undefined

Так говорится в легенде, так я проверял сам. В переводе на метрическую систему – чуть больше 15 метров. Мавзолей Бабаджи-хатун поскромнее, чем мавзолей Айши-биби, но мне он понравился больше. Представляет он собой четырехугольное строение с куполом в виде пирамиды. Стоит отметить, что, как и в случае с мавзолеем Карахана, реставраторы использовали кирпичи, изготовленные по старым технологиям.
А между двумя мавзолеями стоит небольшой монумент - маленькая стела с открытой книгой, на страницах которой выбит стих из суры Корана «Корова».

undefined

Кроме меня, там была небольшая экскурсия, приехавшая на автобусе. И гид объясняла приехавшим туристам, где они находятся и чем знаменито это место. От этого гида я впервые услышал тот факт, что приставку «биби» добавили к имени Айши потому, что в последние мгновения жизни она успела стать женой Карахана.

В целом, впечатления от мавзолеев красивы, но сухие. Да, красиво. Да, ухожено. Но если вы изначально не знали легенду про возлюбленных, то делать там просто нечего. На информационных стендах около Мавзолея Карахана - только стенды с краткой информацией о самом мавзолее, о государстве Караханидов и совсем скупо про саму легенду. Гидов просто нет, ни в мавзолее Карахана, ни в Мавзолее Айши-биби. Если вы хотите получить хоть какое-то моральное удовольствие от посещения мавзолеев, вам надо либо самим поинтересоваться историей влюбленных, либо брать с собой гида-краеведа. Иначе будет просто скучно.

 

Нет опубликованных комментариев.

Новый комментарий

Atom

Top.Mail.Ru